zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Category:

Черчилль и авиация

94650799_4594940_01_1_640px-Herbert_Henry_AsquithCharles-Rolls
Уинстон Черчилль. 1911.
Герберт Генри Асквит (кстати, его правнучкой является известная актриса Хелена Бонэм-Картер - он внучка Вайолетт, вышедшей замуж за банкира Бонэм-Картера).
Достопочтенный Чарльз Стюарт Роллс, авиатор и автомобилист.

В конце сентября 1911 года на своей загородной вилле в Шотландии премьер-министр Асквит[1] в перерыве между партиями в гольф предложил возглавить военно-морской флот Империи своему министру внутренних дел Черчиллю. Асквит замышлял сделать кадровую перестановку: заменить слишком энергичного и ставшего ненавистным в широких массах политика суровым и жестоким[2] Реджинальдом МакКенной[3]. Давно мечтавший о данной должности[4] Черчилль немедленно согласился, тем более, что «эта должность чудесным образом удовлетворяла сразу и его честолюбие, и жажду власти»[5]. Он был в восторге от нового назначения, его лицо, по выражению дочери премьера Вайолетт, «сияло от удовольствия». Когда она предложила ему чаю, он ответил:
- Я не хочу чая, не хочу ничего в мире. Только что Ваш отец дал мне в распоряжение весь флот Великобритании. Наконец-то это произошло, мне дали великий шанс. Теперь я смогу показать всё, на что я  способен[6].
Одним из его воистину революционных начинаний на данном посту стали предложения по развитию военно-морской авиации[7]. Черчилль сумел предугадать её решающую роль в войнах будущего[8]. «Огромные стратегические перспективы данного направления привлекли внимание Черчилля ещё в его бытность министром торговли»[9], отмечает историк Д.Л.Медведев. 25 февраля 1909 года[10] Черчилль присутствовал на заседании Комитета имперской обороны[11] (создан в 1904 году и являлся высшим органом безопасности Империи[12]), где обсуждалось предложение технического директора компании «Rolls-Royce» Чарльза Стюарта Роллса[13], погибшего в авиакатастрофе в следующем году[14]. Роллс сообщил о покупке аэроплана братьев Райт и попросил у государства предоставить ему помощь для проведения исследований в данной области. Военный министр Халдейн[15] поддержал эту инициативу, но Черчилль выступил против, сочтя, что это слишком походит на «любительство». Он заявил следующее:
- Развитие авиации – серьёзный вопрос. Нам следует связаться с мистером Райтом напрямую и заручиться его опытом и знаниями в этом вопросе[16].

Claude_Graham_White09Gilbert Wildman-Lushington
Клод Грэм-Уайт
Спенсер Дуглас Адер Грей
Гилберт Вернон Уилдхэм-Лашингтон

С 1910 года Черчилль начал лично посещать ежегодные авиашоу в Хэндоне (северный пригород Лондона). Там он познакомился с первыми британскими авиаторами и внимательно изучал технические характеристики самолётов[17]. 12 мая 1911 года[18] Черчилль наблюдал первое пробное бомбометание, которое осуществлял пилот Клод Грэм-Уайт[19], успешно сбросивший макет бомбы на участок поляны, изображающий корабль[20]. Будущий Первый лорд Адмиралтейства не мог не учесть данный факт в будущем. Заняв эту должность, он утроил свою активность в отношении развития авиации.
Вместе со своим ближайшим помощником адмиралом Фишером[21], «великим английским моряком после Нельсона»[22], Черчилль предчувствовал, что самолёты полностью изменят тактику ведения морских боёв и сражений на суше[23]. Современники видели в авиации всего лишь одно из дополнительных средств разведки, не воспринимая её всерьёз. Черчилль же пошёл ещё дальше – он предложил сделать самолёты боевыми машинами: установить на них пулемёты. Торпеды и даже специальное оборудование для бомбометания. Для своего времени это были безумные идеи[24]. Но так воспринимались во все времена все великие и гениальные идеи. Подобная инициатива руководителя британского ВМФ способствовала созданию в 1912 году военно-морской авиации на базе Авиационного корпуса Великобритании, трансформировавшегося затем в Королевские военно-воздушные силы Великобритании (Royal Air Force)[25]. Новое формирование отвечало за «защиту с воздуха военно-морских гаваней, нефтяных хранилищ и прочих уязвимых объектов»[26].
Будучи человеком энергичным и деятельным, Черчилль решил сам освоить лётное дело, несмотря на тревогу своей супруги[27]. В начале 1912 года он посетил авиабазу в Истчерче, графство Кент, и попросил одного из пилотов дать ему начальные уроки пилотирования[28]. Позже он писал в своё знаменитом эссе «В воздухе»:
 - Воздух очень опасная, ревнивая и слишком требовательная любовница. Посвятив себя ей однажды, многие оставались верными ей до конца, наступавшего, как правило, задолго до прихода старости[29].
Первым учителем Черчилля был 23-летний пилот Спенсер Грей[30], происходивший из рода графов Греев, давшего Британии премьер-министра от партии вигов (1830 – 1834) 2-го графа Грея, знаменитого проведением избирательной реформы 1831 – 1832 годов[31]. Прославленному лётчику Айвору Кортни, беспокоившемуся тем, что министр подвергает себя риску, политик отвечал, что «настанет день, когда они [самолёты – С.З.], став надёжными, будут представлять огромную ценность для нашей страны»[32]. Впрочем, риск этот  действительно был серьёзным: однажды Черчилль чуть не разбился, увлёкшись наблюдением за спидометром и при заходе на посадку забыв сбавить скорость. От катастрофы самолёт с министром спас второй пилот[33]. Но это не могло заставить его бросить своё новое увлечение, напротив, он отдался ему с огромной всепоглощающей страстью, совершая до 10 полётов в сутки.
 - Начав свою лётную деятельность из чувства долга, восхищения и любопытства, - писал Черчилль в эссе «В воздухе», - я продолжил её из того чистого счастья и удовольствия, которое она мне доставляла[34].
Полёты эти были опасны, впрочем, не только для самого министра, но и для его напарников. Если потомку герцога Мальборо просто сказочно везло, то тем, кто с ним летал, зачастую это везение изменяло. Через 3 дня после полёта с Черчиллем, получил серьёзные повреждения Спенсер Грей – его самолёт вошёл в штопор, и он, потеряв управление, был вынужден совершить аварийную посадку. 2 декабря 1913 года насмерть разбился капитан Гилберт Лашингтон[35] – на том самом самолёте, на котором он упражнялся с Черчиллем. Министр утешал мисс Ирме Хинс, невесту погибшего, в письме от 7 декабря 1913 года:
 - Быть убитым без боли и страха, находясь на службе своей страны, вряд ли это можно расценивать как худший подарок фортуны. Для близких же данная потеря ужасна[36].
Его супруга Клементина очень беспокоилась за Уинстона, уговаривала его бросить занятия лётным делом, но он не мог и не хотел этого сделать – полёты, как было сказано выше, доставляли ему огромное удовольствие. В мае 1914 года, втайне от супруги, первый лорд Адмиралтейства, прикрываясь «деловыми поездками», продолжал брать уроки пилотирования, проведя два «счастливых и интересных» дня на авиабазе при Центральной лётной школе[37]. Во время одного из полётов он слетал на смотры добровольческой территориальной армии, проходившие в 17 километрах от авиашколы. В этом полёте его вторым пилотом был 27-летний лейтенант Томас Кресвелл, который через 6 дней после этого вместе с лейтенантом Артуром Райсом погибнет при заходе на посадку[38].
Черчилль совершил 140 вылетов и был готов провести самостоятельный полёт для сдачи на права[39]. Однако пошёл навстречу жене и прекратил заниматься лётным делом, хотя и сделал это с большой неохотой. Он был опытным лётчиком, имевшим около 40 часов налёта[40] и прекрасно разбиравшимся в авиации, что, впоследствии, очень ему пригодится в опасный и решительный для Британии час. Черчилль буквально фонтанировал различными идеями, казавшимися фантастикой в стиле Жюля Верна, в частности, предложил доставлять самолёты к месту сражения на боевых кораблях, которые будут взлетать с палуб, специально переоборудованных во взлётные полосы, и смогут быстро достигать вражеской территории[41]. Это был один из первых проектов авианосца в мире. Великобритания, в итоге, станет первой страной в мире, в которой он появится. Вообще, к началу Первой мировой у англичан было 39 самолётов, 52 гидросамолёта, несколько  авиакрейсеров и 12 хорошо обученных пилотов[42].
Гидросамолёты – ещё одна из инноваций Черчилля. Под его руководством с сентября 1913 года началась разработка новой модели самолёта, способного взлетать с водной поверхности, которую сам Первый лорд окрестил «гидросамолётом» (“hydroplane”)[43]. Черчилль санкционировал постройку 100 серийных моделей и лично посещал верфи, где осматривал строительство своего нового детища. На следующий месяц он дал указание о постройке специальных военных баз для гидросамолётов на южном и восточном побережьях Англии[44]. Черчилль приступил к созданию «хорошо тренированной и великолепно экипированной команды лётчиков»[45], одухотворённых и сплочённых единством и мужеством. 9 июня 1914 он подписал документ о принятии на службу 200 добровольцев и формировании 5 лётных бригад[46].

Captain_Murray_Sueter_RN,_1915
капитан Мюррей Фрэйзер Сьютер

В самом начале Первой мировой Черчилль принимает ряд активных мер по организации противовоздушной обороны. Он писал главе военно-воздушного отдела Адмиралтейства капитану Мюррею Сьютеру[47]:
 - Прошу перечислить мне на одном листке бумаге количество всех зенитных орудий, какое их количество можно ожидать в ближайшие два месяца? Также прошу сообщить Ваши предложения по увеличению численности указанных орудий. Нет никаких сомнений, что военно-воздушные атаки на Англию станут характерной особенностью будущего[48].
Он писал эти строки в 1914 году. Битва за Англию в воздухе развернётся через 26 лет, когда Черчилль возглавит британское правительство. Впрочем, он вообще отличался способностью предвидеть будущее.
Для защиты острова с воздуха он считал необходимым обеспечить полный контроль над воздушным пространством в радиусе 100 миль от Дюнкерка. Именно Черчилль санкционировал первую совместную атаку наземных и воздушных войск, заложив основы создания тактической авиации[49]. Это была одна из многих авантюр Черчилля. В Антверпене воздушная эскадра[50] прикрывала с воздуха переместившуюся из Дюнкерка созданную там дивизию морских пехотинцев, состоящую из бригады морской пехоты и двух военно-морских бригад[51]. Черчилль лично командовал обороной города и удерживал его неделю[52], расхаживая под пулями[53] в плаще и фуражке[54]. Однако был отозван в Лондон и 10 октября Антверпен пал. Однако союзникам благодаря обороне города удалось удержать Дюнкерк, Кале и Булонь, не допустив их попадания в руки немцев[55].

Alan_John_Lance_Scott
Алан Джон Ланс "Джек" Скотт

Позже, когда Черчилль станет военным министром и министром авиации в правительстве своего старого друга Ллойд Джорджа[56], он вновь попытается получить права лётчика. Летом 1919 года он возобновляет полёты. Его инструктором становится глава Центральной лётной школы, ас Первой мировой полковник Джэк Скотт[57].  18 июля они вылетели с аэродрома Кройдон, однако вскоре самолёт начал резко терять скорость и упал на землю. Черчилль вылетел из кабины и чудом выжил, отделавшись несколькими шрамами на лице, кровоподтёками и лёгкой контузией. Скотт же получил более серьёзные ранения. После этого случая, по настоятельной просьбе жены, Черчилль навсегда отказался от идеи получить права лётчика[58]. С тех пор летать он будет уже только как пассажир, но не перестанет активно интересоваться авиацией.




[1] Герберт Генри Асквит (1852 – 1928), премьер-министр Великобритании (1908 – 1916), лидер Либеральной партии (1908 – 1926).
[2] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.86.
[3] Реджинальд МакКенна (1863 – 1943), министр внутренних дел Великобритании (1911 – 1915), канцлер казначейства (1915 – 1916), Первый лорд Адмиралтейства (1908 – 1911).
[4] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.86.
[5] Там же, С.87.
[6] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.167.
[7] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.511.
[8] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.90.
[9] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.511.
[10] Там же, С.618.
[11] Там же, С.511.
[12] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.87.
[13] Дост. Чарльз Стюарт Роллс (1877 – 1910), основатель (совместно с Фредериком Генри Ройсом) в 1906 году автомобильной компании «Rolls-Royce». Отец – 1-й барон Ллангатон. Окончил Итон и Тринити-колледж, Кембридж. В 1903 году стал учредителем Королевского Аэроклуба. 2 июля 1910 года перелетел через Ла-Манш и обратно, побив рекорд Луи Блерио. Через 10 дней погиб в авиакатастрофе над Борнмутом, графство Дорсет.
[14] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.511.
[15] Ричард Бёрдон Халдейн (1856 – 1928), военный министр Великобритании (1905 – 1912). 1-й виконт Халдейн (с 1911 года).
[16] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.511.
[17] Там же, С.512.
[18] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.170.
[19] Клод Грэм-Уайт  (1879 – 1959), британский пионер авиации. В 1910 году выиграл Кубок Гордона Беннета на дистанции 100 км. Участник Первой мировой. Совершил первый в истории ночной полёт.
[20] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.512.
[21] Сэр Джон Арбетнот Фишер, 1-й Барон Фишер (1841 – 1920), адмирал флота (1905). Первый морской лорд (1904 – 1910, 1914 – 1915).
[22] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.89.
[23] Там же, С.90.
[24] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.512.
[25] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.91.
[26] Уткин А.И. Черчилль: победитель двух войн. Смоленск: Русич, 1999. С.93.
[27] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.91.
[28] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.170.
[29] Там же, С.170 – 171.
[30] Спенсер Дуглас Адер Грей (1889 – 1937), британский пилот, участник Первой мировой. Пра-прадед – 1-й граф Грей, генерал, отец 2-го графа Грея, британского премьер-министра (1830 – 1834).
[31] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.171.
[32] Там же.
[33] Там же, С.172.
[34] Там же.
[35] Гилберт Вернон Уилдхэм-Лашингтон, капитан Британского ВМФ (15 апреля 1913), окончил Центральную лётную школу в Апэйвоне (1912).
[36] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.176.
[37] Там же, С.177 – 178.
[38] Там же, С.178.
[39] Там же, С.179.
[40] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.91.
[41] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.175.
[42] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.513.
[43] Там же.
[44] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.175 – 176.
[45] Там же, С.180.
[46] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.513.
[47] Сэр Мюррей Фрэйзер Сьютер (1872 – 1960), капитан (соответствовало русскому капитану первого ранга, 1909), коммодор (в русском флоте соответствия нет, среднее звание между капитаном первого ранга и контр-адмирала, соответствует бригадиру в пехоте, 1915), реар-адмирал (контр-адмирал, 1918). Пионер военно-морской авиации и подводного флота. Принимал участие в разаработке и испытаниях первых танков. Автор трудов «Эволюция подводных лодок, мин и торпед» (1907), «Воздухоплаватели или Нои» (1928), «Эволюция танков» (1937).
[48] Медведев Д.Л. Черчилль: быть лидером. М.: РИПОЛ классик, 2013. С.513 – 514.
[49] Там же, С.514.
[50] Джонсон П. Черчилль. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. С.60.
[51] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.101.
[52] Джонсон П. Черчилль. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. С.60.
[53] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.101.
[54] Джонсон П. Черчилль. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. С.60.
[55] Бедарида Ф. Черчилль. 3-е издание. М.: Молодая гвардия, 2009. (Серия ЖЗЛ). С.101.
[56] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.181.
[57] Алан Джон Ланс Скотт (1884 – 1922), групп-капитан (соответствует полковнику). Имел 21 победу. Автор книги «60-й эскадрон Королевских ВВС:  История эскадрона с момента его формирования» (1920). Уроженец Новой Зеландии.
[58] Медведев Д.Л. Черчилль: частная жизнь. М.: РИПОЛ классик, 2008. С.182 – 183.
Tags: Бельгия, Великобритания, Германия, Франция, Черчилль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments