zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Categories:

Появление и становление военной авиации в Российской Империи.

alex_mih1896Suhomlinov_Vladimir_Alexandrovich
Великий князь Александр Михайлович.
Владимир Александрович Сухомлинов.

Не только Британская Империя и США осознали важность наличия авиации, в том числе и военно-морской. В России этим занимался великий князь Александр Михайлович, который был военным моряком. Военный историк Керсновский писал о нём следующее: «Наконец великому князю Александру Михайловичу русская армия была обязана зарождением военной авиации, вначале совершенно недооцененной генералом Сухомлиновым[1], считавшим аэропланы «игрушками»»[2].

Проживая в 1909 году в Биаррице, великий князь наткнулся в утренней газете на заголовки, извещавшие об успешном перелёте Блерио через Ла-Манш и, по своим словам, «понял, что достижение Блерио давало нам не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны»[3]. Государь одобрил его план о закупке аэропланов на собранные по подписке 2 миллиона рублей. Александр Михайлович отправился в Париж, где заключил торговое соглашение с Блерио и Вуазеном, которые обязались поставить аэропланы и предоставить инструкторов. Великий же князь должен был организовать аэродром, найти учеников и оказывать им во всём содействие, в том числе и финансовое. Прибыв в Россию, он явился к военному министру Сухомлинову, который сказал, по словам великого князя, следующее:
 - Вы собираетесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии? Угодно ли нам, чтобы наши офицеры бросили свои занятия и отправились летать через Ла-Манш, или же они должны забавляться этим здесь?[4]
На это Александр Михайлович ответил, что просит всего лишь нескольких офицеров для командировки в Париж для прохождения там обучения, на что Государь дал своё разрешение. Данная тема вызывала среди военного командования скепсис, так, например, «великий князь Николай Николаевич не видел в моей затее никакого смысла»[5], пишет в своих мемуарах Александр Михайлович.
После отправки офицеров в Париж, он сам отправился в Севастополь для поиска места для аэродрома. Место было найдено, и аэродром был готов уже к концу осени 1909 года[6], а уже весной следующего из Парижа вернулись прошедшие обучение у Блерио офицеры. В течение недели ими была ранним летом в Петербурге проведена серия показательных полётов. По словам Александра Михайловича, «Сухомлинов нашёл это зрелище занимательным, но для армии не видел от него никакой пользы»[7].
Осенью 1910 года великий князь приобрёл значительный участок земли к западу от Севастополя, где заложил первую русскую авиашколу, которая всю Первую мировую поставляла в русскую Армию лётчиков и лётных наблюдателей[8]. Это была Севастопольская офицерская школа авиации, открытая по высочайшему соизволению Николая II 21 ноября 1910 года. «На это пошла часть средств, собранных среди граждан России Комитетом по восстановлению флота после русско-японской войны, - 900 тыс. рублей. Первые пять лет работа школы оплачивалась из добровольных пожертвований россиян»[9], пишет историк Манцуров.

0_5c0e9_5277daa6_L
Посещение Государем Севастопольской авиашколы.

26 октября 1911 года состоялся первый выпуск –  24 лётчика, которые по этому случаю были приняты и получили напутствие лично Государя. Летом того же года школу посетил председатель Думы Александр Гучков, после чего учебное заведение получило на обустройство субсидию в размере 1 миллиона 50 тысяч рублей, на которые был приобретён участок земли в 658 десятин в 20 километрах севернее Севастополя, недалеко от речки Кача, где впоследствии был построен авиагородок с комплексом служебных и жилых помещений[10]. Именно туда летом следующего года переехала школа, впоследствии получившая имя Качинской. Её офицеры принимали участие в манёврах 1912 года и Александр Михайлович заслужил одобрение лично от Государя во время посещения авиашколы[11] 17 декабря 1913 года. «Со дня своего основания до октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков: 376 - из офицеров и 233 - из солдат. Многие из них отличились в боях Первой мировой войны»[12]. В 1916 году школа стала именоваться как Севастопольская Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича военная авиационная школа. В то же время, в 1910 году подобное учебное заведение для подготовки лётчиков было создано и в Гатчине, но это отдельная история. Гатчинская авиашкола, впоследствии, станет Зарайской (Московская область), откуда будет переведена в Качу, где 31 мая 1921 года на основе приказа Реввоенсовета № 1172 произошло её слияние с Севастопольской в единую Лётную школу авиации №1[13].
Историк Керсновский писал: «За два-три года мирного развития русской авиацией были сделаны громадные успехи — упомянем только, что русский конструктор Сикорский первый в мире, еще в 1913 году, начал строить воздушные корабли[14]. Предположено было создать при каждом корпусе по авиационному отряду в 4 — 6 самолетов»[15]. Самое главное – у России накануне Первой мировой была своя собственная авиация, не уступавшая авиации других государств.
О том, как накануне Первой мировой войны авиапарк Русской Армии, есть различные данные. По сведениям Керсновского, «в момент начала войны у нас было 39 отрядов, 216 разнообразных, допотопных машин и 221 летчик (из коих 170 офицеров)»[16]. В комментариях к данному моменту отмечено, что в России имелось 263 армейских аэроплана современных тогда систем «Депердюссен», «Вуазен», «Фарман», «Моран», «Илья Муромец». Н.Н.Головин сообщает, что в Русской Армии накануне войны было 39 авиаотрядов (эскадрилий), 12 воздухоплавательных рот (аэростаты), 263 самолёта, 129 лётчиков и 100 лётных наблюдателей[17]. К 1 сентября 1916 года данные были следующие: 75 авиаотрядов (эскадрилий), 36 воздухоплавательных рот, 716 самолётов, 502 лётчика и 357 лётных наблюдателей[18]. Зайончковский сообщает, что у России было накануне войны 216 самолётов и она занимала второе место после Германии[19]. Более подробно информация по военно-воздушным силам стран-участниц войны на её начало выражена в таблице:

Таблица I. Военная авиация накануне Первой мировой войны[20].
Страна Количество самолётов
Германская империя 232
Российская империя 216
Французская республика 162
Британская империя 30
Австро-Венгерская империя -
Королевство Бельгия -
Королевство Сербия -

В течении войны было произведено авиамоторов: в Британии – 57 900, во Франции – 93 000, в России – 1 300. Самолётов произведено: в Британии – 55 000, во Франции – 51 000, в России – 3 000[21]. «Авиация во время войны 1914-1918 гг. выросла в самостоятельный род войск и оказывала существенное тактическое, оперативное и стратегическое влияние на ход боевых действий и их обеспечение. Общим выводом из операции 1918 г. на Французском театре войны являются программы развития военной авиации, принятые борющимися сторонами в конце 1918 г. (программа Петена), которые предусматривали увеличение ее боевого состава, главным образом, в части боевой авиации, как основной наступательной  силы, с помощью которой командование обеих сторон намеревалось успешнее ослабить и разрушить военно-экономическую базу вооруженных сил противника, а также содействовать земным войскам в организации прорывов и переходу к маневренным формам военных действий»[22], пишет Зайончковский.
Не могу в заключение не отметить также следующих фактов:
«В 1913 году открылась новая страница в истории авиации. В воздух поднялся первый в мире четырёхмоторный самолёт. Его создателем был русский конструктор И.И.Сикорский. <…> Другой дореволюционный инженер Д.П.Григорович в 1913 году построил «летающую лодку» М-1. Прямым потомком М-1 стал один из лучших гидросамолётов Первой мировой – М-5»[23].


[1] Сухомлинов Владимир Александрович (18148 – 1926), генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Военный министр Российской Империи (1909 – 1915), начальник Главного штаба (1908 – 1909).
[2] Керсновский А.А. История Русской армии. В IV  частях (томах). М.: Голос, 1992. Часть (том) III.  С.140.
[3] Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: Вече, 2008. С.238 – 239.
[4] Там же, С.239.
[5] Там же.
[6] Там же, С.240.
[7] Там же.
[8] Там же, С.241.
[9] Манцуров Ю. А. Оборона дворца Дюльбер // Наука и жизнь: журнал. 1998. № 9. / http://www.nkj.ru/archive/articles/11270/
[10] Там же.
[11] Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: Вече, 2008. С.241 – 242.
[12] Манцуров Ю. А. Оборона дворца Дюльбер // Наука и жизнь: журнал. 1998. № 9. / http://www.nkj.ru/archive/articles/11270/
[13] Там же.
[14] Имеются в виду тяжёлые дальние бомбардировщики «Русский Витязь» (изготовлен в единственном экземпляре, как опытный образец) и «Илья Муромец» (выпущено всего около 80 штук).
[15] Керсновский А.А. История Русской армии. В IV  частях (томах). М.: Голос, 1992. Часть (том) III.  С.140.
[16] Там же.
[17] Головин Н.Н. Россия в Первой мировой войне. М.: Вече, 2014. С.297.
[18] Там же, С.298.
[19] Зайончковский А. М. Первая мировая война. СПб.: Полигон, 2002. С.15.
[20] Там же. С.10.
[21] Там же, С.836.
[22] Там же, С. 841 – 842.
[23] Зыкин Д. Как оболгали великую историю нашей страны. СПб.: Питер, 2014. С.79.
Tags: Великобритания, Германия, Крым, Николай II, США, Франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments