zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Categories:

Жак Ле Гофф. Герои и чудеса Средних веков.

Жак Ле Гофф. Герои и чудеса Средних веков.

Впервые в моём книжном обзоре – книга о Средних веках. Сделав небольшой перерыв в чтении «Крымской войны», я уделил пару дней знакомству с этой небольшой довольно книжицей авторства знаменитого французского историка школы Анналов (принадлежавшего к её третьему поколению), к сожалению, не так давно ушедшего от нас в возрасте 90 лет. Ученик Фернана Броделя и учитель Арона Гуревича, он считается одним из выдающихся современных французских историков-медиевистов. Ле Гофф являлся сторонником концепции Средневековья как особой цивилизации, отличной и от античной, и от новоевропейской. Его первой книгой была работа «Интеллектуалы в Средние века» (1956). Затем были такие его работы, как «Цивилизация средневекового Запада» (1964), «Рождение чистилища» (1981), «Средневековый мир воображаемого»  (1985) «Людовик IX Святой» (1995; рецензия Егора Холмогорова), «Святой Франциск Ассизский» (1999) и другие. Собственно, данная книжка – это лишь моё первое знакомство с этим автором и вообще с миром медиевистики как таковой. Думаю, что знакомство с более серьёзными работами у меня ещё впереди.

Данная книга (вышла в свет на французском в 2005 году) посвящена теме имагинарного, которая, как сообщается во введении, «представляет собою совокупность представлений, выходящих за пределы, устанавливаемые фактическим опытом и дедуктивным мыслительным рядом, объясняющим этот опыт. Можно сказать, что каждая культура, да и каждое общество, даже каждый уровень сложносоставного общества имеют своё имагинарное»[1]. Автор отмечает. Что эту тему он довольно подробно разбирал в своей работе «Средневековый мир воображаемого» («Средневековое имагинарное»). Собственно, в книге даются примеры имагинарного в Средние века. Это не только люди, это ещё и животные, здания и даже страны. По сути, данная книга – сборник очерков, не всегда подробных, зачастую кратких, в некоторых остаётся ощущение недосказанного. Но всё же там есть интересные моменты, о которых я бы хотел в этой своей рецензии упомянуть.

В очерке о кафедральном соборе мне на глаза бросился ряд весьма интересных мыслей, которыми я просто не могу не поделиться. Ле Гофф (который, надо сказать, был убеждённым агностиком) отмечает, что кафедральные соборы – это символ Франции. Он цитирует знаменитого реставратора собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) и автора «Толкового словаря французской архитектуры» (1856) Вьоле-ле Дюка, говорившего, что «соборы XII и XIII веков, с моей точки зрения, - символ французской нации и самый мощный призыв к объединению»[2], и скульптора Огюста Родена, писавшего в статье «Кафедральные соборы Франции» (1914), что «соборы – это синтез страны, вся наша Франция – это кафедральные соборы»[3]. Весьма чёткая и точная мысль, безусловно. Впрочем, это ведь применимо не только к Франции и не только к западноевропейскому Средневековью, но и к неотъемлемой части Европы – России. О роли кафедральных соборов в русской культуре неоднократно писал известный русский публицист и мыслитель Егор Холмогоров. В упомянутой статье он, кстати, пишет про западноевропейские кафедральные соборы следующее:

«Кафедральный собор призван господствовать над убогой реальностью средневекового города как образ Небесного Царства, залитого светом витражей и населенного бесчисленными статуями святых».

Возвращаемся к Ле Гоффу. Кафедральный собор это национальный символ, это символ государства, напрямую связанный с его возникновением, с рождением нации. Вот что пишет автор:

«Разрешение на постройку собора надо было испрашивать у короля. Этой прерогативой короли пользовались более широко в зависимости от внимания, каковое они ещё с конца XII века уделяли тому, что называлось строительством современного государства. Так соборы оказались связанными с возникавшими государствами и зарождающимися нациями. Городской памятник, кафедральный собор должен был стать памятником государственным»[4].

Собственно, собор как символ в процессе строительства нации – это черта характерная и для русских, для России и её истории. Они у нас тоже связаны с правителями. Собор Святой Софии в Киеве был основан в 1037 году Ярославом Мудрым в период укрепления христианства на Руси, в едином государстве. В 1158 – 1160 годы был построен первоначальный Успенский собор во Владимир по инициативе Андрея Боголюбского, упрочившего новый центр Руси во Владимиро-Суздальских землях. В 1475 – 1479 годы по инициативе Ивана III сооружается в Московском Кремле Успенский собор, ставший символом появления национального единого русского государства. Первый Успенский собор на этом месте был заложен ещё в 1326 – 1327 годах Иваном Калитой, который сумел переманить в Москву Митрополита Киевского и Всея Руси Петра, после которого митрополичья кафедра закрепилась именно в Москве. Этот храм имеет важное и огромное значение для Руси. Здесь погребены Митрополиты Киевские и Московские (начиная с Петра) и Патриархи Московские и всея Руси, начиная с Иова и заканчивая Адрианом (разумеется, разжалованного Никона там нет). В 1547 году там венчался на царство Иван IV Грозный, в 1613 году там проходил Земский Собор, избравший на царство Михаила Романова. Начиная с Петра II, все русские императоры короновались именно в нём.

Иван Грозный в честь победы над Казанским ханством основывает в Москве в 1555 – 1561 годах Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный в народе как Собор Василия Блаженного или Покровский собор. После переноса столицы России в Петербург, Пётр Великий основывает и в нём собор – Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский), находящийся в Петропавловской крепости, начатый в 1712 году, он был закончен лишь после смерти Государя – в 1733 году. Этот собор является усыпальницей русских государей, там захоронены русские императоры от Петра I до Николая II (перезахоронен в 1998 году) и их родственники, члены царской фамилии. Из императоров там отсутствуют лишь Пётр II (захоронен в Москве, в Архангельском соборе) и Иван VI (место его захоронения до сих пор неизвестно). Ранее функции усыпальницы монархов в Москве  выполнял Архангельский собор, основанный в 1505 – 1508 годах в правление Василия III. Первоначальный собор (каменный) был построен ещё в 1333 году – при Иване Калите, который стал первым монархом, погребённым с соборе. Там покоятся великие князья Московские – вплоть до Василия III и Ивана Грозного, начинающего уже перечень похороненных царей. Последний царь. Похороненный в соборе – Иван V, брат Петра I. Как уже говорилось выше, единственный император и последний самодержец Российский, погребённый в соборе – Пётр II, внук Петра Великого. В соборе похоронены также родственники правителей по мужеской линии. Разумеется, в соборе не погребены русские цари Борис I, Фёдор II и Василий IV.

Таков примерный перечень соборов Русского государства, связанных с разными этапами в его формировании и становлении. Впрочем, не только соборная тема интересна у Ле Гоффа. В частности, для меня открытием стало существование в Средние века мифа о легендарной стране Кокань.

По мнению Ле Гоффа, эта страна отражает в себе языческие мифы XIII века, имевшие хождение в народе. При этом, у легенды об оной было вполне христианское обрамление и в ней звучал призыв не к восстанию, а к смирению. Это такая, своего рода, утопия, являющая собою вызов обществу и отдушину. «Потерянный рай страны Кокань – средневековая и народная форма элитного золотого века античной философии»[5], пишет автор. В легенде отражена мечта об изобилии, которая свидетельствует о самом большом страхе Средневековья – страхе голода, отражена мечта о свободе, осуждающая тяготы различных запретов. Тут и «мечта если не о лени или сладком безделье, то по крайней мере о досуге ввиду повышающейся роли труда, который если и приносит труженику уважение, то лишь с целью ещё больше подчинить его»[6]. Одним словом, в тексте поветсования о данной стране есть отражение мечты о всевозможных земных наслаждениях. Это отличает миф о стране Кокань от религиозных ересей того времени, которые осуждали плотское и материальное, само наслаждение.

На этом хотелось бы завершить рассказ о данной книге и вернуться к продолжению штудирования книги Тарле о Крымской войне, чтобы в скором времени выпустить рецензию на второй том.



[1] Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков. М.: Текст, 2012. С.7 – 8.
[2] Там же, С.48 – 49.
[3] Там же, С.49.
[4] Там же, С.41.
[5] Там же, С.114.
[6] Там же.
Tags: Античность, Иван III, Иван IV, Ни дня безъ книги, Николай II, Патриарх, Православие, Пётр I, СССР, Тарле, Франция, Холмогоров, консерватизм, национализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment