zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Categories:

Герой. Сказ о поручике Леголасе.

Сегодня на экраны вышел новый отечественный фильм «Герой», который повествует о периоде потрясений – Первая мировая и Гражданская войны.

Сюжет довольно прост – главный героя влюбляется в девушку, но судьба не даёт им соединиться. Но, что стоит отметить, действие фильма происходит в двух временных отрезках – в 1914 – 1921 годах и в наше время. И герои, живущие в наше время, оказываются самым непосредственным образом связаны с героями прошлого.

Балы, красавицы, лакеи и юнкера,
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки

Вообще как бы я охарактеризовал данный фильм? Это такая поугламурная полусказочная история (с красивыми эльфами и хрустом известно чего). Главные герои – непременно все, практически как один – дворяне, графья, князья да бароны. С высокомерным презрением к «скоту», «сброду» и «лавочникам». Собственно, как и положено в таких фильмах, жизнь «добезцаря» - это красивый и радужный праздник, где всё красиво, где всем хорошо и вообще непонятно, «как такую страну профукали?»

Впрочем. на этот счёт процитирую из рецензии на вышедший недавно другой фильм о Гражданской войне («Контрибуция»): «В более общем смысле это, конечно, политический симптом: Россия начала XXI века через свой масскульт почему-то хочет мыслить себя исключительно наследницей белых офицеров и волей случая угодивших на сторону «краснопузых» мальчиков из хороших семей, а также барышень Серебряного века – и то, что барышни орут как оглашенные и «тыкают» чужому уже мужчине, офицеры не умеют носить мундир и связать двух слов, а самыми красноречивыми в компании оказываются бывший каторжник и его сестрица-парвеню – никого не смущает». Это, увы, беда нашего современного кинематографа. Собственно, мы до сих пор не можем найти золотой середины, бросаясь из крайности в крайность – сперва были благородные и честные, носители «мужицкой правды» красные, потом их сменили красивые и благородные, носители уже другой правды белые. Гражданская война была страшным событием в нашей истории, где обе стороны вели себя часто довольно ужасно и лили русскую кровь потоками.

Однако что понравилось – во всём этом ужасе оказались виноваты не большевики, а февралисты, которые и погубили Россию. Собственно, герой в исполнении Балуева (который, устав от ролей военных, уже лет десять как сменил форму на цивильное платье, лишь иногда делая исключения) носит характерную фамилию Терещенко – она знакома всякому, кто интересуется историей данного периода. Богатый человек, он мечтает жениться на княжне, которая презрительно именует его «лавочником» (намекая на простонародное происхождение персонажа; реальные Терещенки, впрочем, были потомственными крупными сахарозаводчиками и землевладельцами, получившими потомственное дворянство, однако прадед Михаила Ивановича, Артемий Яковлевич, начинал в Глухове как мелкий торговец, владелец небольшого магазинчика – т.е., самый натуральный лавочник). При этом Терещенко настроен резко против монархии и говорит то, что говорят сегодня наши белоленточные: свободы бы побольше, вместо царя – республику. А как только революция происходит и всё идёт не так, как хотелось, сразу начинается традиционное – «народ не тот, не дорос ещё этот сброд до свободы, пороть-с, давить чернь», после чего те, кто развязал это всё убегают от «освобождённого» народа в Париж, тосковать о «России, которую мы потеряли». И этот момент как раз позволяет отнестись к фильму достаточно терпимо – то есть, его создатели не стали обвинять во всём большевиков, а показали, как оно было на самом деле. Большевиков, красных в фильме вообще мало, они показаны словно бы  какая-то почти безликая сила (что-то такое, как было в фильме «Адмиралъ», этот момент тогда подчёркивали критики (собственно, «Адмиралъ» как раз стал знаковым фильмом, заложившим основы жанра, в котором снято данное кино). Впрочем, один солдатик, в благодарность за доброту, не убивает главного героя, а оставляет жить – чтобы он смог зачать предка главного героя, который действует в нашем времени (их играет один и тот же человек – не профессиональный актёр, а поп-певец Дима Билан, который уже имеет некоторый опыт съёмок).


Стоит отметит ещё одну важную вещь, которая заинтересует историков Белого движения и гражданской войны в целом – в фильме показан Ледяной поход, важная часть белого эпоса, белого мифа (в хорошем смысле), Анабазис Добровольческой армии, в котором сформировалась военная элита белых, их боевое ядро. Именно в ходе одного из боёв в этом походе гибнет главный герой, передав письмо к возлюбленной через своего друга, барон фон Ливена (Марат Башаров), который просто ну очень похож на столько нами любимого Игоря Ивановича Стрелкова (собственно, это тот самый узнаваемый типаж белого офицера, «из раньших времён».

Вообще как стоит охарактеризовать фильм? Не шедевр, бесспорно, такая мелодрама из жизни хрустящих булкой эльфов, где всё красиво и замечательно, но потом приходят злые орки и всё рушат. При этом фильм совершенно не вызывает какого-то сильного раздражения. Это такая романтическая легенда о герое, из времён «России, которую мы потеряли», где благородные дворяне борются со злом за Россию. Его можно посмотреть просто как такой типичный фильм в данном жанре, который раздражения какого-то не вызывает, но и особого восторга – тоже. Не шедевр, но и не провал. Смотреть или не смотреть – решайте сами.
Tags: Белая Гвардия, Первая мировая, Стрелков, либералы, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments