zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Categories:

Сергей Алексеев. Птица-слава.

(без названия)
В разговоре в ФБ о книгах для детей вспомнили про это название и я решил написать о ней попдробнее. Эта книга вошла ранее в мой список 10 важных книг, которые на меня повлияли (сейчас он нуждается в пересмотре - за 2 года прочёл немало нового). Вне сомнения, она оказала на меня весьма существенное влияние.

Я взял её в билиотеке будучи учеником ещё начальной школы. И она меня унесла в далёкий и прекрасный мир русской истории. Я тогда много читал книг по русской истории, особенно - русской военной истории. Прочитал я и известную книгу Митяева "Книга будущих командиров" (а про адмиралов я не читал - её не было в наличии), на которую есть прекрасная рецензия Егора Холмогорова.

Самое главное - не спутать автора книги, Сергея Петровича Алексеева, с вологодским писателем, автором славянского фэнтези Сергеем Трофимовичем Алексеевым. Уроженец Малороссии, участник Великой Отечественной, он дебютировал в детской литературе повестью "Небывалое бывает" в 1958 году. Собственно, она и открывает этот сборник (из трёх повестей). Её главный герой - Пётр Великий. Именно вокруг него двигается всё действие этой повести, написанной в форме коротких рассказов. своеобразных анекдотов в старом значении этого слова - и в этой же форме написаны и другие повести в книжке. Эта повесть произвела огромное влияние на мой детский ум и я стал с тех пор большим поклонником Петра.

Вторая повесть в книге - "Рассказы о Суворове и русских солдатах". Как видно из названия, главный герой в ней - великий русский полководец Суворов. В ней рассказывается история его жизни и подвигов с начала до самого конца: сперва мы встречаем юного Сашу Суворова, который смог одержать первую свою победу - над самим собой, а расстаёмся с ним спускаясь с Альп, когда он становится генералиссимусом. Но, как и в предыдущей повести, в ней, в соотвестви с советским каноном, действуют простые солдаты и люди из народа. И у Алексеева получаются прекрасные образы представителей русского (и не только - скажем, яркий образ калмыка Бабата Барабыки в "Небываемое бывает") народа, которые запоминаются навечно. Впрочем, такими образами изобилует вся бибилиография Алексеева - его второй книга была написанная в том же 1958 году "История крепостного мальчика". В этом же стиле - история мальчика, участника и очевидца исторических событий - написаны повести "Сын великана" и "Жизнь и смерть Гришатки Соколова".    

Наконец, последняя повесть, давшая название всему сборнику - "Птица-слава",рассказывающая об Отечественной войне 1812 года. Там, наряду с Кутузовым, русским генералами, русскими офицерами и солдатами, партизанами есть и яркие образы французов, скажем, образ незадачливого вояки из Великой Армии, который поживился в Москве и во время отступления из России побросал по пути всё награбленное добро, кроме большого золотого оклада от иконы, который не пожелал бросить и замёрз, погубленный собственной жадностью.

Кроме перечисленных повестей, у Алексеева также были и другие повести на историческую тему - "Грозный всадник" (Степан Разин), "Декабристы", "Суровый век" (Иван Грозный), "Великая Екатерина". В соавторстве с женой, Валентиной, написал книгу "Лебединый крик" - о многоло-татарском нашествии, Куликовской битве и Смутном времени. Особое место занимает книга рассказов о Великой Отечественной - "Ради жизни на Земле", очень важная для автора тема, поскольку он сам воевал (правда, на фронте был недолго - был инструктором в Оренбургском лётном училище).

Главная задача книг Алексеева - патриотическое воспитание юношества. И с этим они. бесспорно, справляются. Если убрать на второй план, а то и дальше, книги на идеологически выдержанные темы (про революцию, гражданскую войну и про восстания), то эти книги вполне могут и сегодня быть полезны для подрастающего поколения. В них есть прекрасные образы для того, чтобы гордиться своей Родиной, есть, кому подражать и на кого равняться. Если ребёнок захочет быть как Пётр Великий - царь-труженик и царь-воин, или же как Суворов - великий и непобедимый русский полковдец, при этом простой и близкий к солдатам -  значит вырастет человеком стоящим. А может быть, ему понравится кто-то из простых гереов этих повестей, коих там немеренно. Главное то, что образы есть и есть на кого равняться.

Вообще подборка повестей в книге очень органичная и отсылает нас к перечню героев русской истории, поднятых на щит советским агитпропом в годы войны и накануне её. Не хватает, разве что, Александра Невского. Но и в таком составе книга довольно хороша. Будет очень здорово, если кроме чтения книги ещё и посмотреть три советских фильма на эту тему.

Первый - это двухсерийный фильм 1937 года по сценарию графа Толстого (автор незаконченного романа "Пётр Первый", также рекомендуемого к прочтению подросткам - я его прочёл в 12 лет и был в восторге) "Пётр Первый" (1937 - 1938).

Второй - конечно же фильм о Суворове, который так и называется - "Суворов" (1941). Из интересного - фильм начинается в ... Польше, когда в 1794 году Суворов взял Варшаву и стал фельдмаршалом. Конечно, в фильме присуствует явная и яркая традиционная советская антипавловская риторика, Павел показан там весьма негативно (как и в фильмах "Поручик Киже" и "Корабли штурмуют бастионы"; первый фильм, в котором Павел был показан без какого-то негатива - "Асса", но самый симпатичный образ императора был показан, конечно же, в фильме "Бедный, бедный Павел" - там он, во многом, таков за счёт прекрасного и харизматичного актёра Виктора Сухорукова). Впрочем, фильм смотреть всё равно обязательно.

И, наконец, третий - фильм "Кутузов" (1943). Вообще, так интересно вышло, что как и повести в книге выстроены про хронологическому принципу, так и фильмы стоят по хронологическом принципу, но даже не только по времени действия в оных, но и по времени их создания. Этот фильм весьма показателен тем, что его любил Сталин, тем, что один из консультантов - академик Тарле. В фильме можно заметить, как Барклай говорит о том, что он не немец, а шотландец (что, надо сказать, не совсем верно, поскольку за долгие годы проживания в немецком социуме Прибалтики Барклаи онемечились, да и в россии всех иноземцев звали немцами или немчинами). Впрочем, в 1812 году немец, всё же, был далеко не то, что в 1943 году - в русской армии сражалось немало немцев, поданных русского царя, а также и немцев из Пруссии и ряда других мелких гсоударств, оккупированных Францией (Винценгероде, Клаузевиц и другие). Впрочем, фильм всё же повествует о борьбе с иноземными захватчиками и не важно, кто они - французы или немцы. В 1943 году - время перелома в войне - также выходит новое издание книги упомянутого Тарле "Нашествие Наполеона на Россию" (помимо моей рецензии, есть довольно неплохой отзыв Егора Холмогорова). Она становится одной из самых популярных, особенно среди военных. А сама фигура Кутузова делается главной в соьбытиях тех времён - он заслоянет собой и Барклая с Багратионом, и Государя Александра I, и многих других. Именно Кутузов - главная историческая фигура той войны.


Вот, собственно, и всё. Рекомендую прочитать эту книгу и посмтреть указанные фильмы. Думаю. что я ещё продолжу писать посты о книгах, которые я прочитал. 
Tags: 1812, Александр I, Барклай, Великая Отечественная, Великобритания, Германия, Екатерина II, Иван IV, Клаузевиц, Кутузов, Наполеон, Ни дня безъ книги, Павел I, Польша, Пётр I, СССР, Сталин, Суворов, Тарле, Турция, Франция, Холмогоров, Швеция, история, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments