zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Category:

Хуарес (1939)

Вчера я посомтрел американский фильм 1939 года "Хуарес" - о национальном герое Мексики, назыываемом "мексиканским Джорджем Вашингтоном", Бенито Хуаресе, который боролся за независимость и свободу страны от иностранных интеревентов (французов). Он был индейцем-сапотеком и большим другом и поклонником Линкольна, портрет которого хранил в кабинете, а после его гибели объявил траур. Линкольн был дружественно настроен к мексиканской демократии и обещал после победы над южанами непременно помочь и поддержать Хуареса. В фильме тот даже явно стремится ему подражать - во всяком случае, его цилиндр чем-то напоминает цилиндр Линкольна.
Однако хотя фильм называется "Хуарес", его правильнее было бы назвать "Максимилиан", потому что именно он, император Максимилиан I Габсбург, является главным героем фильма и гораздо более ярким и симпатичным. Хуарес сильно проигрывает на фоне Максимилиана. Впрочем, фильм изначально планировали назвать "Максимилиан и Шарлотта". Максимилиан ведёт себя с достоинством, он становится жертвой обмана, он старается понравиться мексиканцам, подтверждает все законы Хуареса (хотя пригласившие его на трон консерваторы хотели, чтобы он отобрал у крестьн землю, которую дал тем Хуарес). Он принимает смерть без страха, он сам просит стрелять ему в сердце, он отказывается покидать Мексику и выбирает свою судьбу (причём, в конце фильма Хуарес приходит к его гробу и говорит "Прости!", а сам император перед смертью называет мексиканского президента "человеком чести"). Он нежно любит свою жену, урождённую бельгийскую принцессу Шарлотту, и верен ей. Как и положено для американского кинематографа того времени, здесь показана красивая романтичная история любви, заканчивающаяся трагично. И для ещё большей романтики как главная музыкальная тема их любви в фильме звучит знаменитая хабанера La Paloma, известная нам как "Голубка" (у нас, в Росси, эту песню знают по исполнению блистательной Клавдии Шульженко). Всё вместе это играет совершенно не в пользу лидера национально-освободительного движения, а в пользу императора, к могиле которого, в Вене, до сих пор несут цветы и мексиканские флажки. Впрочем, последних Габсбургов очень любят, их трагические истории исполнены романтики и пользуются популярностью в кино - тут и принцесса Сиси, и её сын Рудольф, и эрцгерцог Франц-Фердинанд, и воистину легендарный и культовый "старик Прогулкин" император Франц-Иосиф, и даже его преемник, последний император Карл в сераиле про молодого Индиану Джонса показан в положительном ключе, особенно в сочетании с его красавицей женой Зитой в исполнении очаровательной Дженнифер Эль (в другой серии этого же сериала был показан и Франц-Фердинанд с его морганатическим семейством). Поэтому культ Максимилиана в этом ряду смотрится довольно естественно и закономерно.

Вообще, в сочетании с яркой и простой, довольно понятной речью Максимилиана о монархии и демократии (на фоне слабого разъяснения смысла демократии из уст Хуареса), его мужеством и жертвенностью фильм по сути является монархическим, а вовсе не прореспубликанским. Вот что говорит в фильме император Максимилиан: "Во всём, кроме одного слова, я согласен с синьором Хуаресом. Это слово - "демократия". Я согласен с синьором Хуаресом, что в теории эта система идеальна, но на практике правительство страны может превратиться в правительство толпы, толпы, которая следует за тем, кто ей больше пообещает. И только монарх может защитить от этого свой народ. Президент - это политик, у которого есть обязательства, которые он дал своей партии. А король выше любых партий. Президент может быть беден и способен поддаться искушению. Королю, у которого и так всё есть, ничего не нужно. Наполеон - не настоящий король и даже не аристократ. Королю с рождения суждено сидеть на троне, а Наполеон получил свою корону силой. Наполеон - диктатор. А диктаторы не могут править справедливо из-за своего тщеславия. Втом заключается основное отличие истинного монарха. С младенчества на короле лежит огромная ответственность, долг защищать свою честь, которую он унаследовал от своих предков, а также честь своих будущих потомков".

Кстати, главный злодей фильма - это французский император Наполеон III (тот самый Луи-Наполеон, которому Маркс посвятил свою знаменитую работу "Восемнадцатое брюмера Луи-Наполеона"), который является инициатором интервенции в мексику, который обманом делает Максимилиана мексиканским императором, а потом предаёт его, выводя войска и оставляя императора одного с горсткой сторонников. он же в грубой форме отказывает в помощи прибывшей из-за океана Шарлотте и доводит её до нервного срыва и сумасшествия. Мексиканская авантюра негативно сказалась на его имидже. А в 1870 году император был вынужден отречься после поражения от пруссаков при Седане. Бесславный конец. К тому же даже в фильме у него внешность такого киношного злодея, что ещё больше подчёркивает то, кто именно в фильме главный отрицательный персонаж.
Ну и не обошлось и без будущего многолетнего президента-диктатора Порфирио Диаса, который тогда был молодым генералом и сторонником Хуареса, а после стал его противником. Он сам происходил из бедной семьи и был наполовину миштеком. Его правление (Порфириат) привело к развязанной в 1910 году Франсиско Мадеро революцией, которая ввергла страну в хаос. Сам Диас сумел сбежать из страны и окончил свои дни во Франции. Мексиканская же революция стала одним из значимых мировых событий 1910-х годов наряду с революцией в Китае, но обе они были превзойдены по своему масштабу, ужасам и жертвам революцией и гражданской войной в России. Всему миру стали известны имена Панчо Вильи и Эмилиано Сапаты. О революции писали Джек Лондон и Джон Рид, симпатизировавшие повстанцам. Известный американский писатель Амброз Бирс (в гражданской войне сражался добровольцем в армии северян, был тяжело ранен при Каннессо, комиссован, снова вернулся в армию и в 1866 году демобилизовался в звании майора) во время путешествия по Югу США отправился в Мексику, где в городе Сьюдад-Хуарес примкнул к армии Вильи в качестве обозревателя и, написав последнее письмо, датированное 26 декабря 1913 года, бесследно исчез. Есть несколько версий его смерти: он либо погиб в сражении при Охинаге 11 января 1914 года, либо в день написания письма попал в плен к правительственным солдатам и в ночь на 27 декабря расстрелян и зарыт в пустыне как повстанец, или, как вариант, в тот самый день напился, поругался с офицером повстанцев и был немедленно расстрелян бойцами из подразделения этого офицера. В ходе революции, длившейся с 1910 по 1920 годы в стране погибло около 2 миллионов мексиканцев. После неё ещё имело место восстание кристерос, но постепенно ситуация в стране стабилизировалась, хотя и не улучшилась до конца.

Кстати, давайте не забудем, почему СШа так волнует судьба Мексики, что она готова вмешиваться в её внутренние дела? В фильме названа причина - доктрина Монро. В 1823 году президент США Джеймс Монро провозгласил американский континент сферой влияния США и никакая европейская держава не имеет права вмешиваться в дела стран этого континента. Именно это сделали французы, вторгшись в Мексику. В фильме американский посол напоминает Наполеону про эту доктрину и требует вывода войск из Мексики. Что и происходит, т.е. фактически Наполеон предал Максимилиана. А США под прикрытием этой доктрины стали осуществлять вмешательство в дела стран Центральной и Южной Америки. Но это уже совсем другая история...

Фильм рекомендуется к просмотру.
Tags: Австрия, Бельгия, Китай, Латинская Америка, Линкольн, Наполеон, США, Франция, история, коммунисты, консерватизм, крестоносцы, либералы, национализм, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments