zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Category:

Вологда под игом большевизма. Дополнения.

1) По идолам советских вождей.

- у построенной в 1934 - 1938 года поликлинике СЖД на Челюскинцев (бывшая Власьевская) были установлены сразу два памятника - Ленину и Сталину. Сталина убрали после ХХ съезда. Ленина - в конце 1980-х годов.
- в те же самые годы (1934 - 1936) на Советской площади (бывшей Парадной) по проекту инженера Н.И.Соколова создан сквер имени С.М.Кирова (Кировский сквер). Там стоял памятник Сталину, убранный также по итогам ХХ съезда. С 1968 года на его месте находится обелиск памяти вологжан - Героев Советского Союза (в наше время добавлены плиты с именами полных кавалеров Ордена Славы). Сквер по-прежнему называется Кировским.
- на месте дома по адресу Лермонтова, 33 прежде стоял памятник продармейцам Михайлову (помощник комиссара продотряда, петроградский рабочий), Хапаеву (Хохалеву, Хопалеву) и Кокареву (Кропалёву), убитых 11 ноября 1918 года крестьянами Никольского уезда во время "продразвёрстки" - т.е., по сути, грабежа населения. Он находился там ещё в 1960-е годы. Когда был установлен и когда убран - мне неизвестно.
Также: В конце ноября 1918 года в Верхкокшенгской волости Тотемского уезда был уничтожен продотряд из 25 человек. Командовал теми, кто совершил суд над грабителями, председатель волисполкома Демидов, недовольный грабежами. он пытался поднять восстание в Минской, Озерской и Заячеринской волостях, но не вышло. Демидов бежал, позже был арестован и осуждён (как именно - неизвестно).
- недалеко от этого места, на здании гостиницы "Золотой якорь" (Советский проспект) находится памятная доска, информирующая о том, что "здесь в 1918 - 1920 гг. находился штаб VIой армии Северного фронта". Замечу, что именем этой армии в Вологде названа большевиками набережная (1959), также есть улицы, носящие имена её командующего, бывшего генерал-майора ГШ РИА Самойло (1964), и её начштаба, бывшего полковника ГШ РИА Петина (1969).
- памятники Сталину в Вологде находились: у Дворца культуры железнодорожников, на Октябрьском бульваре, на Льнокомбинате, на Кремлёвской площади у нынешнего здания Музея кружева, у пединститута на ул.С.Орлова (тогда - Маяковского), в Заречье (где точно - мне неизвестно), у поликлиникеи СЖД на Челюскинцев и у музея Домик Сталина (ныне - музей "Вологодская ссылка") на ул.Марии Ульяновой (тогда - улица Осоавиахима, с 1951 года - Жданова)

2). По церквям.
- пожалуй один из ярких примеров глумления советской власти над церквями - судьба церкви св.преп.Зосимы и савватия Соловецких. Она была построена в 1759 - 1773 годах в стиле раннего московского барокко. Закрыта в 1928 году, отдана под рабочий клуб, потом филармонию, затем перестроена по проекту Вологодской производственной реставрационной мастерской (главный архитектор - Владимир Сергеевич Баниге) и с 1966 года здание занимает кукольный театр.

Большевики сильно издевались над храмами. И здесь видим то же самое. Украли его у верующих. Поместили в здание сперва клуб, затем филармонию, а потом кукольный театр. Перестроили и лишили храм главы и колокольни. Дали название "теремок" - довольно уничижительное для него. И как клеймо - табличка "ул.Ленина". Улица Зосимовская снова носит своё имя - она, по традиции, получила это имя от церкви. Но данное здание сегодня приписано к улице имени убийцы и палача (раньше была Кирилловская), а не к своей исконной Зосимовской. Увы, печальная судьба.


- что касается окрестностей Вологды, то тут можно отметитьследующие: с середине ХХ века были снесены в бывшей Спасской волости - церковь св.Кирика и Иулитты (1730) в селе Толстиково (ныне д.Кирики-Улиты), в которой в 1917 году венчался Есенин с Зинаидой Райх, и усадьба Осаново вместе с церковью Троицы Живоначальной (1816, также 1823 или 1836 гг., ампир).

- историк-краевед Леонид Сергеевич Панов говорит про Благовещенскую церковь: "В 1930 г. из этой церкви (как и и еще из 2-3-4 десятков) позволили священнику вынести крест и Евангелие. Всю остальную утварь свезли в одну церковь (если не ошибаюсь, Богородицы на Нижнем Долу). Наколотили нары... превратили в один из бараков концлагеря для перемещенных с Юга, в который превратилась Вологда тем летом... Позже храм божий стал Аэроклубом ДОСААФ. Потом сломали... Для этих же целей (как барак) использовали и Пятницкую церковь, о чём пишет Аринин в книге "Тень генералиссимуса". Мне лично о подготовке вологодских церквей к размещению в них т. н. "кулаков" с юга страны рассказывал мой двоюродный дед Василий Капитонович Панов, сам участвовавший в этой подготовке (не помню точно, какую должность занимал он в то время, но некоторое время был главным архитектором Вологды). Говорил с пафосом, упирая на то, что священникам разрешили вынести только "Крест и Евангелие"!" Здание снесли в 1960-е годы. Благовещенская церковь была построена в 1801 году, историк-краевед Лукомский называл её лучшей вологодской церковью в стиле классицизм.

3). Василий Белов.

Вспоминая времена своего детства и юношества, он говорил о том, что они были наполнены ощущением постоянного голода. То были годы войны и годы, когда деревня пережила недавно коллективизацию. Голод этот больно ударил по вологодской деревне и унёс множество жизней.
На протяжении трёх лет, от 1989 до 1992 года, Василий Белов занимал депутатский пост. В это время он наконец в полной мере и со всей честностью может писать о своем отношении к коллективизации 30-х годов. В этот период публикуется трилогия писателя, ставшая своеобразной хроникой 1932 года. В этих книгах Белов последовательно и яростно осуждает проводившуюся политику.
Процитируем здесь фрагменты из его работы "Когда воскреснет Россия?":

"С чего начиналось уничтожение вековой крестьянской культуры? Конечно, с попытки окончательного уничтожения религиозного православного сознания. Большевики наивно предполагали, что с физическим уничтожением православных священников и православных храмов исчезнет и православное сознание. Гражданскую войну они продолжили войной против Церкви, что неминуемо привело их к новому противостоянию с русским (и не только русским) крестьянством, а, следовательно, и крестьянской культурой. Тысячи монастырей были переоборудованы в тюрьмы и концентрационные лагеря. Тысячи каменных церквей и соборов были взорваны и разобраны. Тысячи деревянных часовен были превращены либо в агитпункты, либо в ларьки для алкогольной торговли. Те культовые здания, что остались, были закрыты и осквернены".

"Коллективизация и нарочитая урбанизация, судорожная «тракторизация» и безграмотная химизация – все эти неестественные процессы были навязаны крестьянству извне, навязаны централизованно и весьма настойчиво. Насилие над крестьянской культурой, навязывание народу иного жизненного стиля, иных поведенческих мотивов отнюдь не ограничились периодом коллективизации и раскулачивания (1928—1930 гг.). Менялись лишь формы угнетения и способы грабежа. Реквизиции, расстрелы и тюрьмы дополнились лесозаготовками, трудгужповинностью, налогами и поставками.

Война, разумеется, усугубила физические и нравственные страдания русского, украинского и белорусского крестьянства, ускорила его численное сокращение. Геноцид продолжался. Методы Розенберга (его теоретические изыскания и рекомендации оккупационным немецким властям) по сути не противоречили недавним действиям Кагановича на Украине и Юге России.

После войны сидевшие в ученых и управленческих креслах наследники Троцкого – Кагановича продолжили классовую линию по отношению если не ко всему крестьянству, то по крайней мере к народной, крестьянской культуре. В экономическом смысле эти деятели лишь трансформировали политику 30-х годов. Коллективизация продолжалась на ином уровне. Шло как бы перманентное раскулачивание. При Хрущеве государство раскулачивало уже не семьи, как бывало в 28—30-х годах, а раскулачивало, объединяло (коллективизировало) уже сами колхозы. Чуть позже по рекомендации группы ученых (под руководством академика Заславской) правительство объявило НЕПЕРСПЕКТИВНЫМИ многие тысячи крестьянских селений. Что значила эта псевдоурбанизация при жесткой плановой экономике – не так уж и трудно представить. В моем родном Харовском районе с 1950 по 1982 год число крестьян сократилось более чем в два раза (в 1959 г. было 30,5 тысячи, в 1982 – 14,5 тысячи). Примерно за это же время (плюс военное время) в Вологодской области пашенная земля (несмотря на все возрастающее количество тракторов) сократилась на 400 тысяч га, заросло кустарником 250 тысяч га покосов, площади пастбищ, по данным ЦСУ, уменьшились с 815 тысяч до 317 тысяч га.

В послевоенной деревне условия стойкой оседлости были окончательно уничтожены. Вымирание и миграция крестьянского населения настолько ослабили общинные и семейные связи, что преемственность поколений в трудовом, нравственном и художественном воспитании молодежи совершенно исчезла. Сократилось число детей в семьях. Участились разводы, стала модной супружеская неверность. Ужасающую бедность правящие круги уравновешивали массовым спаиванием: эта дьявольская симметрия создавала видимость социальной устойчивости. (Цифры, характеризующие потребление полуголодным народом крепких алкогольных напитков, фантастичны). Нравственное и физическое изнурение крестьянства усилено было двойной, совершенно непосильной трудовой нагрузкой – днем надо было работать в колхозе (для содержания городов и рабочих поселков), вечером и ночью – на приусадебном участке (для собственного жизнеобеспечения). Но даже в такой обстановке, когда нечего есть, не во что обуться, когда физическая усталость и просто нет свободных минут, не обрывалось в нашем народе извечное стремление к добру и ко всему прекрасному…

Беспристрастной науке еще предстоит изучение интереснейшего явления в государственной политике пришедших к власти марксистов. Речь идет о постоянном несоответствии интересов большевистского Агитпропа экономическим устремлениям правительства. Это противоречие сказывалось повсюду и на каждом шагу. Почти все действия Союза безбожников, ЧеКа, движения «Синяя блуза», комсомола, юных пионеров и прочих более мелких подразделений Агитпропа, который насаждал так называемую «новую» и выкорчевывал так называемую «старую» культуру, шли во вред экономическому здоровью общества, хозяйственному благополучию государства. Экономические успехи, достигнутые не без помощи штурмовщины, кампанейщины, каких-то партизанских наскоков, то и дело оборачивались провалами, бесполезной тратой народной энергии.

Марксистская идеология вошла в жесткое противоречие с народной, в том числе с крестьянской культурой. Стройная многоступенчатая система идеологического оболванивания, руководимая космополитской верхушкой, опиралась на местных активистов. Умный и от природы талантливый активист испытывал мучительное чувство двойственности: на митинге говорил одно, дома или в гостях у родни – совсем иное. На семинаре в городе учат силосованию, дома в деревне приходится косить на сено и т. д. По этой причине талантливые активисты, искренне присягнувшие марксизму, частенько попадали в тюрьму, и на их месте тотчас же оказывались нечистоплотные авантюристы.

В 20—30-х годах централизованный симбиоз ЧеКа – Агитпроп родил отвратительную систему рабкоровского движения. Полуграмотные и нравственно ущербные люди, оказавшись в тайных списках рабкоров, писали в редакции газет обычные доносы. Эти подлые сообщения печатались в газетах без подписи под различными псевдонимами. Такие печатные сообщения сопровождались немедленными репрессиями, реквизициями и даже расстрелами. От одной безграмотной записки какого-нибудь «Гвоздя» или «Шила» начиналась в сельской общине цепная реакция злобы и ненависти. Нравственные противоречия между честными и жуликами, между трудолюбием и ленью большевистская пропаганда выдавала за классовую борьбу в городе и в деревне".


4). Разрушение памяти.

В 1885 году в Вологде был открыт музей Петра Великого - Домик Петра I. Возле него был установлен его бюст. После октябрьского переворота этот памятник был разрушен (не могу сказать точно, находится ли в музее сейчас тот самый бюст или это другой). Сам музей был закрыт в 1924 году, но вскоре был влит в состав краеведческого музея (музей-заповедник).

В 1855 году в Вологде скончался поэт Константин Батюшков. На его могиле в Спасо-Прилуцком Дмитриевом мужском монастыре была установлена стела из светлого мрамора, на которую в 1887 году был установлен чугунный венок каслинского литья. Монастырь был закрыт большевиками в 1924 году (ранее, в 1918 году были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы, а в башнях были устроены склады взрывчатки - по этой причине однажды из-за пожара монастырь чуть не взлетел на воздух; с 1919 по 1923 годы из монастыря происходили изъятия церковных ценностей - проще говоря, шли грабежи; по решению уездного исполкома архимандрит Нифонт, монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане - репрессированы). В начале 1930-х в нём был открыт пересельный лагерь для раскулаченных, которых везли в северные лагеря ГУЛАГа и на специальные поселения. Освобождая место для своих нужд, лагерная администрация уничтожила старое монастырское кладбище, включая и могилу поэта. В 1950-е здесь разместились военные склады вологодского гарнизона. В 1955 году отмечалось 100-летие со дня смерти Батюшкова. было решено восстановить его могильное надгробие, которое нашли в канаве у северной стены исковерканное и без венка. Утраченный венок был заменён металлическим медальоном с барельефом поэта. Однако памятник был установлен не на том месте, где было захоронение поэта, хотя оно было известно по старым фотографиям и плану кладбища. Свободного доступа к нему не было, т.к. на территории бывшего монастыря был арсположен режимный объект. В 1979 году склады были выведены отсюда и здесь был образован филиал краеведческого музея. В 1991 году монастырь был снова открыт, а 24 февраля 1992 года был полностью возвращён Церкви. 13 - 14 августа того же года его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.



Дополнения будут добавляться в текст по мере нахождения оных...
Tags: Великая Отечественная, Вологда, Ленин, Православие, Пётр I, СССР, Сталин, коммунисты
Subscribe

  • 150 ЛЕТ ОРГАНИЗАТОРУ ГЕНОЦИДА РУССКОГО НАРОДА

    Картавый демон во дворце (с) Леонид Дербенёв Статья, написанная к 150-летию Ленина и раскрывающая его истинный облик. Также вот своего…

  • Павка не нужен

    Недавно на Украине в городе Шепетовка (родина комсомольской активистки Валентины Матвиенко, урождённой Тютиной, ныне – спикера Совета…

  • Ряд моментов по Второй мировой войне.

    1. Сталин сделал всё, чтобы страна вступила в войну в довольно невыгодном положении и была на грани кататсрофы в 1941 году. По сути, в 1939 - 1940…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments