zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Categories:

Александр Мазин. Доблесть воина.


В прошлом году, в апреле, я прочитал очередную книгу из «варяжской» серии Мазина – «Золото старых богов» – и написал на неё рецензию в ЖЖ. И вот я прочёл новую книгу цикла (которая даёт понять, что ничего не заканчивается, а всё только начинается) – «Доблесть воина». И я очень доволен. Автор не исписался, не превратился в унылую тягомотину, от которой ждёшь скорого конца. Это явно не про Варягиану.

На первый план в качестве главного героя цикла вышел приёмный сын Сергея Духарева – Илия-Годун, который рождён в Х веке и связан с попаданцем только лишь фактом усыновления, но не кровно. Фактически Мазин от жанра «приключения попаданца» перешёл к жанру исторического романа и приключениям молодого человека на фоне исторических событий. К тому же в последних на данный момент книгах цикла Мазин берёт за основу русские былины и легенды, в которые вплетает своих героев – впрочем, ранее он уже пользовался для описания деяний Владимира материалами скандинавских саг. В данном случае Мазин использует образ Ильи Муромца – им как раз и становится Илья-Годун Духарев. Пролежавший несколько лет с парализованными ногами и накачавший за это время мышцы, он становится настоящим богатырём и совершает знаменитый подвиг – захватывает в плен Соловья-Разбойника. Причём, что интересно, от черниговского Морова Мазин всё-таки перекидывает повествование в Муром – и мы понимаем, что данный цикл будет продолжаться до тех пор, пока у Александра Владимировича будут творческие силы и интерес.

Книги цикла не претендуют на какое-то высокоинтеллектуальное чтение, на что-то такое особенное. Это приключенческая литература, которая, впрочем, влияет на сознание читающего. Тем более, что героем последних книг является совсем молодой юноша, что будет весьма полезно для подростков. В книгах хватает патриотизма, просто самой настоящей доблести и неплохих мужских и женских характеров. В книгах масса боевых сцен, поединков и много чего ещё. К тому же, как я уже не раз говорил, автор довольно добросовестно относится к историческим фактам – тогда, когда надо в угоду авторскому замыслу что-то изменить или добавить, он непременно делает сноску и говорит об этом. Просто восхищает подобная честность!   

И в этой книге автор берёт за основу одной из сюжетных линий легенду из «Повести временных лет» и делает её участником уже старого, но не утратившего сноровки и здравого ума Сергея Духарева, который в этом романе действует побольше, чем в предыдущих двух. Сама эта линия основана на одном из традиционных сюжетов мировой литературы – теме осады (которая идёт от гомеровской «Илиады»). Использование мифов, легенд, сказаний, саг, былин – это вполне естественная часть литературного процесса.

У Мазина действуют сильные, красивые, чистые и умные русские. Особенно интересно на контрасте с ними увидеть представителей «цивилизованного Запада» – в сцене столкновения одного из героев с саксонскими наёмниками его противники показаны грязными, вонючими и довольно омерзительными существами. Тогда как русские здесь – это народ довольно высокой культуры, который становится ещё лучше с крещением в Православие. Это не мир «Викинга», который Мазину очень и очень не понравился. Это скорее мир «Легенды о Евпатии Коловрате», хотя там действие происходит на несколько веков позже. Но русские показаны здесь именно как сильные и умелые люди, которые умеют и воевать, и торговать, и творить, и много чего ещё. Причём, важной темой является то, что и дружинники княжеские, и купцы, и земледельцы, и холопы – это всё один народ. В данной книге эта тема тоже звучит и представители семейства Духаревых её проводят в жизнь. Не могу не отметить, что никакого «евразийского братства» нет и в помине – кочевники-печенеги здесь показаны довольно неприятными, от них масса проблем, они ищут как бы где и что украсть, а русские люди защищают от них свою землю. От этих кочевников нужно отбиваться, но иногда с ними можно договориться и использовать в своих целях, ибо это довольно алчные существа, которым всё мало, которые постоянно «хотят есть», то есть захватывать в набегах огромную добычу.

В романе можно найти ряд отсылок к предыдущим книгам цикла, цитаты, флэш-бэки и прочее, которые поймут те, кто читал их все и помнит о том, что в них происходило. Не обошлось и без некоторого заимствования у популярных иностранных сериалов на фэнтезийные темы. В частности, в книгах иногда встречаются «приветы» из «Игры престолов», что делается автором явно сознательно в расчёте на знакомство его аудитории с данным сериалом. Самого же Мазина назвать «русским Мартином» сложно, тем более, что у нас, русских, есть куда более глубокий и мощный автор, далеко не всем известный и не всеми оценённый – Дмитрий Балашов, который в своём цикле «Государи московские», написанном задолго до «Песни льда и огня», не только первым провозгласил те художественные принципы и приёмы, которые потом использует Джордж Мартин. Он попросту превосходит своего американского коллегу. Если Мартин явно увлекается разным нью-эйджем и у него вызывает симпатию древний языческий культ богорощ, в его придуманном мире нет места христианству, даже скрытому, то покойный Дмитрий Балашов был, прежде всего, христианским писателем, но, в отличие от того же Толкина, в его книгах христианство не скрытое, а самое что ни на есть открытое. Мазин также является вполне христианским писателем, о важности православия для русской культуры и русской истории он заявляет неоднократно. Главный герой – крещёный христианин, который, впрочем, не был достаточно воцерковлён, не был глубоко верующим, но в процессе разворачивания сюжета, он стал им в ещё большей степени. Он делает выбор под влиянием обстоятельств, а также под влиянием своей любимой жены, которая сильно помогает ему укрепиться в вере. Впрочем, христианство и держится на хрупких женских плечах, о чём нам напоминает праздник Жён-мироносиц, которые оставались верны Христу и после его смерти, когда разбежались его ученики. И Илья, рождённый как Годун, становится христианином и понимает, что без Бога не до порога, а кто с Богом пойдёт – тот нигде не пропадёт. Кстати, что интересно, если у Мартина нет хорошей, достойной сцены охоты (такой вот странный парадокс!), то как раз у Мазина мы видим немало сцен самых разнообразных охот. Не обошлась без неё и «Доблесть воина». В этом плане современная русская литература не изменяет своим традициям. И у упомянутого Балашова, конечно же, с этим также всё в порядке.

Ну и, конечно, продолжается польская линия, где вырисовывается образ князя Болеслава – будущего первого польского короля. Ряд сюжетных линий романа незакончен, что говорит о том, что они начнут раскрываться в продолжении. Будем ждать новой книги цикла, ведь декалогией «варяжская» серия является временно. Во всяком случае, у Мазина получилась довольно неплохая эпопея. И мы будем с нетерпением ждать продолжения.  
Tags: Ни дня безъ книги, Польша, Православие, Святой Владимир, история, политика
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments