zeleninsergey (zeleninsergey) wrote,
zeleninsergey
zeleninsergey

Category:

Егор Холмогоров. Истина в кино. Опыт консервативной кинокритики.


Это уже моя третья рецензия на книги Егора Холмогорова – ранее я писал рецензии на книги «Карать карателей. Хроники Русской Весны» и «Реванш русской истории». Первая книга – это сборник статей, написанных в период декабря 2013 – августа 2014 года и посвящённых событиям на Украине, в Крыму, Новороссии и  на Донбассе. Именно Егор Холмогоров является автором термина Русская Весна. Вторая книга также является сборником статей, опубликованных в газете «Известия» с 2014 по 2016 годы в период, когда заместителем главного редактора работал замечательный современный русский философ, публицист и политолог Борис Межуев. К сожалению, сам Борис Вадимович и прочие колумнисты газеты, включая и Егора Холмогорова, были уволены из «Известий» - это была огромная потеря для нас всех.

Желающие могут ознакомиться с текстами обеих книг по данным ссылкам - КАРАТЬ КАРАТЕЛЕЙ и РЕВАНШ РУССКОЙ ИСТОРИИ.

Новая книга Егора Холмогорова – вновь сборник статей, на сей раз – о кино. Дело в том, что помимо всего прочего, Егор Станиславович реализовал себя не только как публицист, мыслитель и общественно-политический деятель, но и как кинокритик. Начав сотрудничать с газетой «Культура», он стал делать передачу о кино для телеканала «Царьград», а потом продолжил писать статьи о кино для сайта этого канала. Собственно, рецензии и отзывы о разных фильмах и сериалах Егор Станиславович писал и прежде, но это было эпизодически, время от времени. Теперь же он стал заниматься этим систематически. У нас привыкли, что кинокритик – это непременно западник, либерал, любитель артхауса и противник традиционных ценностей. Кажется, Егору Холмогорову удалось сломать этот стереотип. Мы увидели, что можно писать интересно и увлекательно, прекрасно разбираться в кинематографе и при этом быть человеком консервативных воззрений, причём в данном случае – ещё и русским националистом.

Автор данных строк не может не отметить того, что он сам неоднократно посещал или не посещал те или иные фильмы по рекомендациям Егора Холмогорова – и всегда  эти рекомендации оправдывались. Он может сделать очень хорошую рекламу фильму, после его отзывов хочется пойти и посмотреть. Да и как не отметить того, что эти статьи – не только про кино. Егор Холмогоров является историком, прекрасно разбирается в античной, византийской и русской (до конца XVIII века) истории. Поэтому когда фильм касается одной из этих тем, то будьте уверены – Егор Станиславович непременно откликнется и, в зависимости от качества фильма, или напишет о нём благожелательно, или не оставит от него камня на камне. По этой самой причине именно он стал активным критиком «Викинга». В данной книге есть не только рецензия на фильм, автор включил в неё ещё и свою статью, в которой исследуется вопрос о неправде легенды об «изнасиловании Владимиром Рогнеды», которое было показано в фильме. Здесь мы увидим уже не только кинокритика, здесь мы видим ещё и прекрасного историка, вдумчивого исследователя и прекрасного специалиста. По этой и не только причине книга читается с огромным интересом.

Вступление к этому сборнику является своеобразным программным манифестом консервативной кинокритики. «Нам как никогда нужна национальная консервативная кинокритика. То есть то, что у нас отсутствует практически полностью. Кинокритика является самосознанием любого национального кинематографа, и, разумеется, полноценное развитие без неё просто невозможно», пишет Егор Холмогоров. И за дело приходится браться самому и, фактически, становиться основателем русской консервативной кинокритики. Надо сказать, что начало получается весьма хорошее. Талантливый и яркий автор, с большими познаниями, отличный специалист в ряде тем - и на выходе получаются отличные тексты, которые являются, зачастую, просвещением читателей по многим вопросам. Из текстов Холмогорова можно узнать немало нового и интересного для себя.

Как уже говорилось выше, Егор Холмогоров вступил в битву вокруг фильма «Викинг», где он стоял против целого сообщества, доказывавшего, что в фильме якобы всё показано «по Нестору Летописцу», который будто бы был чуть ли не «сценаристом фильма». Как убеждённый монархист и православный человек, большой почитатель памяти Государя Николая II, он включился в кампанию вокруг фильма «Матильда», оскорбляющего память Императора, Святого Царственного Страстотерпца. Егор Станиславович вообще очень активный и очень неравнодушный борец, особенно когда дело идёт о русских, о русской истории, русской культуре и Православии – и тогда он непременно включается в борьбу, выдавая свои новые статьи, многие из которых уже можно назвать классикой и частью золотого фонда русской публицистики. Как я уже писал в одной из своих прошлых рецензий, оружие его – слово, которым можно сделать немало, которое является оружием не менее эффективным меча или автомата. И этим оружием он владеет в совершенстве. Поэтому то, что такой мастер слова взялся за кинокритику не может меня не радовать.

Егор Холмогоров – убеждённый сторонник протекционизма, его экономические взгляды основываются на учении Фридриха Листа. Он выступает за развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства, за защиту нашего производителя путём ограничений в отношении иностранного. Этих же взглядов он придерживается и тогда, когда речь заходить об отечественном и зарубежном кино. Он считает, что необходимо поддерживать производство хороших отечественных фильмов, сделанных качественно и на высоком уровне. И не нужно стесняться ради этого отодвигать премьеры иностранных фильмов и выдавать отечественным фильмам больше сеансов в прокате. Подобные пока не систематические попытки уже показали свою эффективность. Егор Станиславович с радостью встречает хорошие и удачные фильмы российской новой волны, снятые неожиданно настолько прекрасно, что выделяются на фоне остальных российских фильмов.

Отмечу также то, что Егор Холмогоров даёт названия некоторым явлениям в кинематографе. Он рождает термин «северный сентиментализм» – он обозначает ряд фильмов новой российской волны, которые воздействуют на чувства зрителя. «Сентиментальность цивилизованного северного человека с христианским настроем, освобождённого от западнической нигилистической «самоиронии»», как пишет сам автор. К этому направлению автор отнёс фильмы «Аритмия», «лёд», «Легенда о Коловрате», «Довлатов», «Салют-7», «Движение вверх», «Рубеж» - которые как раз и относятся к новой российской волне. Ещё один термин – «брэкзит-кинематограф», в котором воспевается старая добрая Англия, «её традиции, мужество и джентльменство», обыгрываются «имперские символы и мифы о тайном британском всемогуществе». Название данное направление получило от термина, рождённого в ходе кампании по агитации за выход Британии из евросоюза. В июне 2016 года на референдуме британцы проголосовали за выход. Слово Brexit происходит от слов Britannia  и exit (выход). Это слово вошло в политический лексикон во всём мире, появились и производные – фрекзит (Франция), нэкзит (Нидерланды), декзит (Германия), италив (Италия, здесь вместо exit поставлено слово leave – покидать, оставлять) и прочие. Первыми фильмами данного течения можно считать «Skyfall» (бондиана) и «Kingsman» (к сожалению, второй фильм превратился в глобалистскую унылую дрянь). Далее фильмы пошли один за другим – «Король Артур» Гая Ричи, «Чудо-женщина». «Дюнкерк» Кристофера Нолана, «Тёмные времена», «Трансформеры: Последний рыцарь», частично также мотивы можно увидеть в фильме «Звёздные войны. Эпизод VIII. Последние джедаи».

В целом, могу сказать, что книгу эту обязательно стоит прочесть тем, кто интересуется кинематографом, тем, кто хочет узнать что-то новое для себя и тем, кому хочется прочесть что-то интересное и хорошо написанное. Хотелось бы также надеяться, что помимо сборников статей выйдет и серьёзная научная монография автора, которая станет огромным событием.

КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ РУССКОГО КИНО
На сайте 100 книг.
Tags: Бродский, Великая Отечественная, Великобритания, Византия, Германия, Голландия, Достоевский, Древний Рим, Италия, Крым, Ни дня безъ книги, Николай II, Новороссия, Первая мировая, Поклонская, Православие, Путин, СССР, США, Солженицын, Сталин, Столыпин, Трамп, Турция, Франция, Холмогоров, Черчилль, Япония, история, консерватизм, либералы, национализм, политика
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments